Форма для вопросов заработала. Спасибо за первый вопрос.
Тимофей, здравствуйте! Заранее благодарю за ответ! Скажите, в чем отличия между "исследованиями ЛГБТ", "ЛГБТ-исследованиями" и "Квир-исследованиями"? И в чем суть "Квир-подхода"? Насколько он применим к социальным исследованиям за пределами ЛГБТК и МСМ? (аббревиатура ЖСЖ мне еще не встречалась) С каких авторов и книг лучше начать? Публикаций идет вал и сформулировать какое-то четкое понимание базовых подходов не получается.
Если отвечать на этот вопрос кратко:
- "исследования ЛГБТ" - фактически, это любые исследования, где объектом и предметом исследования выступают ЛГБТ. Методологически, дисциплинарно и идеологически эти исследования могут быть совершенно различны. В том числе с гомофобных позиций;
- "ЛГБТ-исследования" - главное отличие в том, что исследователем, т.е. субъектом, проводящим исследование, являются сами представители ЛГБТ-сообщества. Методологически и дисциплинарно эти исследования могли быть вполне традиционными. Позднее они стали тяготеть к междисциплинарности. Изначально эти исследования были в основном эссенциалистскими. Позже многие исследователи стали использовать конструктивистскую парадигму. Но и сейчас эссенциалистскя парадигма некоторыми исследователями может использоваться.
- "Квир-исследования" - это просто модная вывеска за которой скрывается методологический эклектизм. Показательным является то, что сами авторы, которые в 90-е в американской академии говорили о "квир-исследованиях", позднее стали отказываться от этого лейбла (см. Аусландер Л., 2001). Однако слово было сказано и, как говорится, "пошло в народ".
Подробно об отличиях этих подходов я писал в обзорной редакторской статье "Возможен ли квир по-русски?" к одноимённому сборнику (СПб, 2010). В этом тексте обширная библиография, знакомство с которой позволит сформировать собственное представление по этим вопросам. Конечно, за прошедшие 10 лет было произведено большое число новых важных текстов, но начинать лучше с истоков. Историографический этап - один из важнейших в проведении любого исследования и фундаментальный для формирования собственных методологичекских представлений.